Полезные статьи
Учимся правильно переключать передачи
2017-06-20 21:49:00
Умение определять, когда необходимо переключить передачу и какую из них выбрать, не является чем-то из ряда вон выходящим. По мере наработки опыта это действие будет выполняться водителем «на автомате». Но пока новичкам кажется, что сей процесс представляет собой сложнейшую науку, постичь которую очень нелегко.
На самом деле, боязнь не справиться с коробкой переключения передач является банальным недостатком практических навыков. Прежде всего, необходимо руководствоваться следующим принципом: во время смены передачи выжимаем сцепление. То есть, педаль сцепления и рычаг КПП – это неразлучные «близнецы», которые во время движения авто всегда идут в связке.
Основные моменты переключения передач
Существуют различные техники смены передачи, но алгоритм в любом случае остается неизменным: выжать сцепление, сменить передачу, отпустить сцепление.
С выжатым сцеплением автомобиль движется по инерции и снижает скорость. Поэтому переключать необходимо быстро, чтобы не снижать скорость, но плавно.
В теории имеется средний диапазон скоростей, при которых следует выбрать ту или иную передачу. Об этом непременно рассказывает автоинструктор перед обучением вождению, но повторить этот материал будет не лишним.
- 1 передача – 0-20 км/ч
- 2 передача – 20-40 км/ч
- 3 передача – 40-60 км/ч
- 4 передача – 60-80 км/ч
- 5 передача – выше 80 км/ч.
Это ориентировочные расчеты, так как помимо скоростного режима следует учитывать и другие факторы. Данное правило применяется в негруженом автомобиле, который движется по ровной дороге без каких-либо сложных условий. Например, при езде по рыхлому снегу или глубокому песку, а также во время крутого подъема, переключать передачи следует чуть позже, то есть при более высоких скоростях.
Опытные водители при выборе момента смены передачи рассуждают следующим образом: 1-я передача для того, чтобы привести стоящий автомобиль в движение, 2-я для разгона, 3-я для обгона, 4-я для езды по городу, 5-я для езды по трассе.
Переключаем передачи: пошаговая инструкция
Приведем подробный алгоритм действий при смене передач:
- Педаль сцепления выжимаем до упора и одновременно убираем ногу с педали газа.
- Устанавливаем рычаг в нейтральное положение, после чего быстро, но аккуратно включаем требуемую передачу.
- Начинаем убирать ногу с педали сцепления, одновременно с этим можно чуть повысить обороты двигателя, чтобы обеспечить нужную скорость.
- Окончательно отпускаем сцепление и нажимаем на газ.
Никаких строгих правил последовательности смены передачи не существует. Необязательно включать их по порядку. Вполне можно перейти с первой сразу на третью, а со второй на пятую. Но стоит учитывать, что тогда потребуется больше времени на разгон, а обороты при этом упадут.
Распространенные ошибки
Главная ошибка новичков – неслаженная работа с КПП, в результате чего происходит потеря скорости автомобиля. Включение передачи происходит слишком резко, что может привести к повреждению коробки.
Начинающие водители во время старта с места нередко чрезмерно быстро сбрасывают ногу с педали сцепления, в результате автомобиль дергается, а трансмиссия выходит из строя.
Еще одна распространенная ошибка новичков – включение второй передачи с опозданием. У них твердо в мозгу сидит правило: трогание с места, набор скорости до 20 км/ч, переход на 2-ую. Однако не принимается в расчет тот факт, что эта скорость набирается уже после того, как водитель отпустит сцепление. В результате автолюбитель слишком поздно включает вторую передачу.
Полезные советы от автоинструктора
- Если машина держит стабильную скорость, левая нога не должна висеть над сцеплением. Ее место слева на полу. Висящая над педалью нога может устать, и возникнет непроизвольное нажатие на педаль. К тому же такое положение отрицательно сказывается на эффективности вождения и ведет к чрезмерному напряжению позвоночника.
- Заранее отрегулируйте сидение, чтобы без лишних усилий доставать до кулисы КПП.
- Научившись вовремя менять передачи и нагружая, тем самым двигатель, вы будете экономней расходовать топливо при езде по городу.
- Во время смены передач правая рука находится на рычаге коробки, а левая должна переместиться в верхнюю часть рулевого колеса. Такое положение позволит вовремя среагировать и при необходимости совершить резкий маневр, управляя одной рукой.
- Начинающие водители зачастую грешат тем, что в момент включения передачи они непроизвольно поворачивают руль немного влево, если рука расположена не на его верхней части. Этот момент необходимо контролировать.
- Первое время для определения необходимости сменить передачу воспользуйтесь подсказками тахометра. На дизельных авто 1500-2000 оборотов в минуту являются сигналом к переключению передач, на бензиновых этот показатель равен 2000-2500. По мере наработки опыта вы научитесь слушать двигатель.